Его Высокопревосходительство”

 

( к 140 летию со дня рождения П.А. Столыпина)

1862-1911 г.г.

 

Петр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех, а, возможно, и для самого себя, вдруг оказался у самых ее вершин. Его личность в истории России проявилась с исключительной силой в первые годы 20 века. Огромна его роль в исторических событиях того времени. Он стоял у кормила власти, когда с грозной силой проступил внутренний раскол, который раздроблял Россию на непримиримые части и ослаблял ее. Столыпин выдвинулся на первое, после императора, место в аппарате власти в исключительных обстоятельствах. Неудачная русско-японская война, наглядно показавшая разложение самодержавного строя и внутреннюю слабость царской бюрократии, непосредственно переросла в революцию 1905 г., которая чуть было не привела к крушению самодержавия. Революция была отбита удачным маневром, предложенным премьер-министром графом С.Ю. Витте, т.е. конституционной реформой, возвещенной указом 17-го октября 1905 года, которая разбила единодушие общественности и дала власти время перестроиться. Но ни С.Ю. Витте, ни следующий за ним И.Л. Горемыкин и их кабинеты министров, не смогли найти пути сближения с общественностью, – в частности с Государственной Думой. Слишком глубока была пропасть и явен раскол в недрах русского культурного верха. Представители общественности не желали садиться за стол переговоров с лидерами традиционной власти.

В силу сложившихся обстоятельств на авансцене русской истории должен был появиться новый человек.

На пост председателя Совета министров был назначен самый молодой из членов кабинета Горемыкина, П.А. Столыпин, который ярко выделялся на тусклом фоне своих коллег энергией, неустрашимостью и красноречием, не уступавшим красноречию лучших ораторов того времени.

Однако подлинного Столыпина мы не знаем до сих пор. Имя его оказалось прочно связанным с одной из немногих реализованных реформ, а также с репрессиями, которыми были отмечены окончание первой русской революции и начало последующего периода, из учебников по истории известного нам как годы « столыпинской реакции ».

 

Родословная П.А. Столыпина

Столыпины были столбовыми дворянами, хотя и не могли похвастаться особой древностью происхождения.

Дворянский род Столыпиных известен с конца XVI века. Поколенная роспись ведется с Григория Столыпина. С течением времени род сильно разветвился, владея многочисленными поместьями в разных землях. В отличие от многих княжеских и боярских родов, Столыпины не исчезли из русской истории в более поздние времена. Они завоевали прочное положение среди высшей аристократии и породнились со многими знаменитыми фамилиями.

По женской линии предками и родственниками П.А. Столыпина были полководец А.В. Суворов, поэт М.Ю. Лермонтов, дипломат А.М. Горчаков.

Предки П.А. Столыпина по мужской линии делали свою карьеру на военных и гражданских должностях, имели чины генералов, были сенаторами, поддерживали дружеские связи с выдающимися деятелями своего времени: Сперанским и декабристом Пестелем.

Отец будущего премьер-министра, Аркадий Дмитриевич - имел чин генерал - адъютанта, что указывало на его принадлежность к царской свите. Но карьеру он сделал не при дворе, а на полях сражений. Он участвовал в нескольких компаниях. В Крымскую войну защищал Севастополь. В русско-турецкой войне 1877-78 г.г. командовал корпусом в генеральском чине. В последние годы жизни занимал должность коменданта Московского Кремля. Отец Петра Аркадьевича был разносторонне развитым человеком. Он сочинял музыку, играл на скрипке, увлекался скульптурой, писал исторические сочинения и пьесы. На его квартире устраивались философские диспуты, на которых выступал Владимир Соловьев. Многолетняя дружба связывала его с великим русским писателем Л.Н. Толстым.

 

Начало пути. Провинциальная деятельность П.А. Столыпина.

 

П.А. Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Германии, куда его мать ездила к родственникам. Причем у некоторых его исследователей меняются расхождения в определении точного места рождения. Так, по мнению П.Н. Зырянова, это г. Дрезден, а С.А. Степанов называет г. Берлин.

Детство и раннюю юность он провел, в основном в Литве. Летом его семья выезжала в Швейцарию, зимой жили в Колноберже в Ковенской губернии, в своем имении, которое его отец выиграл в карты. Мальчика воспитали английская гувернантка, французский и немецкий учителя. Юноша Столыпин свободно владел четырьмя иностранными языками.

После окончания Виленской гимназии Столыпин в 1881 г. поступил на физико-математический (естественный) факультет Петербургского университета. Кроме физики и математики здесь преподавались химия, геология, ботаника, зоология, агрономия – привлекавшие Столыпина. Учился он очень добросовестно. На выпускном экзамене профессор Д.И. Менделеев пришел в восторг от блестящих ответов студента Столыпина.

Ольга Борисовна, жена Столыпина, была прежде обручена с его старшим братом, погибшим на дуэли. С убийцей своего брата стрелялся и Петр Аркадьевич, получив ранение в правую руку.

Брак Столыпина оказался счастливым и многодетным Он стал отцом пяти дочерей и одного сына.

Внешне П.А. Столыпин сильно походил на своего отца. Он был высок, подтянут и подвижен. Однако в отличие от отца не курил, почти не употреблял спиртного, редко играл в карты. Любил животных и литературу, был неплохим рассказчиком и сочинителем. Молодых людей из подобных семей ожидала блестящая карьера. И, действительно, П.А. Столыпин недолго задерживался на скромных чиновничьих должностях. Прослужив 2 года в МВД и столько же в министерстве государственных имуществ, Столыпин в 1889 г. сменил столицу на провинцию, заступив на место уездного предводителя дворянства в родной Ковенской губернии.

В 1888 г. он получил придворное звание камер-юнкера. Во внутренних губерниях от предводителя не требовалось многого. Но на землях бывшей Речи Посполитой приходилось быть умелым дипломатом, сглаживать разногласия между польской шляхтой и русскими властями. Столыпин успешно справлялся со сложной задачей. Он пробыл уездным, а затем, с 1899 г., Ковенским губернским предводителем дворянства в общей сложности 13 лет. Будучи губернским предводителем дворянства, Столыпин направил министру внутренних дел В.К. Плеве докладную записку по поводу введения земства в окраинных губерниях, в том числе и западных.

Записка свидетельствовала о том, что П.А. Столыпин не был сторонником либеральных теорий, придерживался националистических взглядов, обладал задатками расчетливого и проницательного администратора. Записка Столыпина не осталась не замеченной.

Летом 1902 г. Столыпин был назначен Гродненским губернатором – самым молодым губернатором России. На этой должности он пробыл всего 10 месяцев. В это время по всем губерниям были созданы местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Председательствуя на заседаниях гродненского комитета, Столыпин изложил свои взгляды по крестьянскому вопросу. На первое место он поставил уничтожение чересполосности крестьянских земель и расселение крестьян на хутора. При этом он считал, что народ темен, пользы своей не разумеет, а потому следует улучшать его быт, не спрашивая его мнения. Это убеждение Столыпин пронес через всю свою государственную деятельность.

В 1903 г. Столыпин был назначен Саратовским губернатором. Он принял губернию в канун сильнейших потрясений. Шла война с Японией. 1905 г. начался с кровавого воскресенья и был продолжен Цусимой, стачками рабочих и волнениями крестьян.

В Саратовской губернии волнения начались с аграрных беспорядков. Столыпин в сопровождении казаков объезжал мятежные деревни. Против смутьянов он действовал напористо и жестко, без малейшего страха выступал перед разбушевавшейся вооруженной мятежной толпой, которая постепенно усмирялась под влиянием необыкновенной духовной силы и величия этого человека. Как и во времена Пугачевского бунта, великим русским полководцем Суворовым беспощадно подавлялись восставшие против государства мятежники, так и Столыпин направлял карательные экспедиции на подавление волнений, подрывающих изнутри государство Российское.

В Петербурге действия Столыпина оценивали как вполне удовлетворительные. Он получил благодарность от царя за успокоение края, хотя по числу сожженных помещичьих имений Саратовская губерния опередила остальные местности. О Столыпине стали говорить как о кандидате на более высокий пост, возможном претенденте на пост министра внутренних дел.

 

 

Государственно-политическая деятельность П.А. Столыпина

на ключевых постах Российского государства.

 

Взаимоотношения Столыпина с Думой, Царем, двором, высшей бюрократией, дворянством, церковью.

В апреле 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Это было ключевое министерство в административной системе Российской империи. Министр руководил полицией, являлся шефом жандармов. В его ведении были генерал-губернаторы и губернаторы.

Столыпину сразу же повезло на новом посту. Разгорелся конфликт между правительством и Думой и Столыпин сумел выгодно отличиться на фоне других министров. Министры не могли ходить в Думу. С их точки зрения Дума была безобразным зрелищем. Из всех министров не терялся в Думе только Столыпин. Выступая в Думе, Столыпин говорил, твердо и корректно, хладнокровно отвечая на выпады. Это не нравилось депутатам Думы, зато нравилось Государю Императору, которого раздражала беспомощность своих министров. Столыпин завязывал негласные контакты с лидерами Думы и нужных ему политических партий. Интенсивные переговоры Столыпин вел с правым дворянством. Совет объединенного дворянства обещал поддержку правительству на следующих условиях: 1. Роспуск Думы, 2. введение «скорорешительных» судов, 3. прекращение переговоров с либералами о вхождении их в правительство, 4. изменение избирательного закона.

I Дума была распущена 8 июля 1906 г. Соглашение с дворянством последовательно выполнялось, и налицо была консолидация контрреволюционных сил, чему немало содействовал новый министр внутренних дел.

Роспуск Думы был новым вызовом общественному мнению. Чтобы еще раз сбить его с толку, крайне не популярный, Горемыкин был заменен не столь одиозной фигурой. Председателем Совета министров стал Столыпин, сохранивший и пост министра внутренних дел. После роспуска Гос. Думы начала обостряться политическая обстановка в стране. Уже в качестве премьера, Столыпин вновь начинает переговоры о вхождении в правительство общественных деятелей. Однако ему так и не удалось освежить кабинет министров, который остался, в основном, прежним.

Итак, в возрасте 44 лет Столыпин был поставлен у руля огромного государственного корабля, который сотрясала революционная буря. От своих предшественников он унаследовал великое множество нерешенных проблем. Роспуск I Государственной Думы ничего не дал правительству. II Гос. Дума была еще радикальней. В числе депутатов были эсеры и социал-демократы, ставившие своей задачей насильственное изменение государственного строя, свержение Царя. Столыпин внес на рассмотрение II Думы целый пакет законопроектов по проведению первоочередных реформ и выступил с разъяснением правительственной программы.

Выступление Столыпина произвело сенсацию. Стали знаменитыми его слова «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» Столыпину удалось добиться от Думы осуждения террористических актов, но остались глубокие разногласия по аграрному и другим вопросам. Компромисс найти не удалось. Столыпин стал готовиться к ее роспуску. Однако новый состав депутатов мог оказаться еще более радикальным. Выход заключался в пересмотре ряда положений манифеста 17 октября, изменении избирательного закона. Однако в «Основных законах» содержалась оговорка, что изменение порядка выборов в Думу не может быть произведено без согласия Думы.

Было решено пойти на прямое нарушение закона. Решение по данному вопросу принимал непосредственно Царь. Есть мнение, что Столыпин принял участие в этом перевороте едва ли не против своего желания. Хотя никто не пишет, что он впрямую противился перевороту. Тем более, что речь шла о судьбе аграрной реформы, ради которой он мог пожертвовать любой буквой закона. Правительство разработало новый избирательный закон, в котором преимущество было дано крупным землевладельцам. Так называемый в шутку, «бесстыжий» закон был утвержден царем. Предлогом для роспуска II Думы послужил фиктивный «заговор» Социал-демократической фракции, подготовленный при помощи агентов охранного отделения.

3 июня 1907 г. II Дума была распущена и введено новое положение о выборах. Это событие вошло в историю, как третьиюньский государственный переворот, третьиюньская политическая система оказалась прочно связана с именем Столыпина.

Страна вошла в особую полосу развития, отличавшуюся и от пореформенной эпохи и от революционной поры 1905-1907 г.г. В соотношении сил намечается крен вправо.

Одним из звеньев этой системы явилась III Дума, депутатский корпус, которой стал совсем иным. Правый фланг заняли фракции крайне правых, умеренно-правых и националистов. Депутаты этих фракций были членами Союза русского народа, союза Михаила Архангела и других партий. Левый фланг

 

был представлен кадетами, трудовиками и социал-демократами. Численность последних фракций значительно уменьшалась. Вначале Столыпин опирался на центр, представленный октябристами, позднее установил более тесную связь с националистами.

Столыпин первый начал практиковать подкуп общественных деятелей. Многие члены III Думы получали подачки от правительства, либо в виде пожертвований на какие-либо мероприятия, либо получали фактическое жалование в МВД.

Следует признать, что в своей деятельности премьер-министр мало считался и с Думой, и даже с более консервативными Государственным Советом. Важнейшие социально-экономические меры предпочитал проводить в обход законодательных учреждений. Он широко использовал 87 статью Основных законов, позволявшую принимать законы в виде высочайших указов, с последующим одобрением в Гос. Думе и Гос. Совете. С точки зрения Столыпина этот путь был гораздо эффективнее. Он был сторонником сильной исполнительной власти, способной предотвратить хаос и беззаконие. Столыпин считал, что в России необходим самодержавный строй с представительными законосовещательными учреждениями.

Существо политики Столыпина в период после окончания революции составляло лавирование между интересами помещиков и царской монархии, с одной стороны, и задачами капиталистического развития страны. Все указы, проводимые по 87 статье, Столыпин должен был согласовать с Советом министров и Царем. При всем доверии к Столыпину Николай II не желал механически подписывать документы и стремился во все вникнуть сам. Иногда Государь Император и первый министр засиживались до утра. Опыт общения с Царем постепенно показал, что на него нельзя положиться. Пользуясь лучшим знанием жизни, Столыпин мог убедить Государя в необходимости того или иного решения. Но Царь в любой момент мог взять свое согласие. Поэтому Столыпин далеко не всегда был спокоен за судьбу проводимых им мероприятий.

Столыпин никогда особенно не был близок к придворным кругам, хотя в его головокружительной карьере не последнюю роль сыграли родственные связи при дворе. Его власть в значительной мере основывалась на доверии к нему царя. Но постепенно Император начал тяготиться им. Ему казалось, что Столыпин узурпирует его власть. К моменту своей гибели он потерял расположение Царя. В бюрократических кругах открыто говорили, что дни его премьерства сочтены. При дворе в те годы постепенно набирал силу Г.Е. Распутин. Докладывая Царю о негативных сторонах жизни Распутина, Столыпин рекомендовал расстаться с последним. Государь, боясь, истерик императрицы, отказывался слушать. Столыпин наживал сильных врагов…

Столыпин не отличался особой религиозностью. Православное духовенство, тяготившееся чрезмерной опекой государства, продолжало ходатайствовать о созыве Поместного собора и реформе церковного управления. Предполагалось избрать на соборе Патриарха. Возврат патриаршей реформы церковного правления не устраивало Столыпина, т.к. ослаблял контроль государства над церковью. В итоге созыв собора был отложен на неопределенный срок. Все это привело к отчуждению между Столыпиным и православным духовенством, в том числе и высшим. В трудные для Столыпина времена, иерархи, представленные в Государственном Совете, не поддерживали его.

 

Противодействие антиправительственным движениям.

Столыпин снискал почетный в устах одних современников и ненавистный для других титул «душителя революции». Однажды депутат Ф.И. Родичев бросил с трибуны слова о «столыпинском галстуке», подразумевая висельную петлю. Оскорбленный Столыпин вызвал депутата на дуэль. Родичев извинился, но было поздно. «Столыпинский галстук», «Столыпинские качели» (виселица), «Столыпин» (арестантский вагон) прочно вошли в политический лексикон. Между тем вклад Столыпина в политику репрессий был ничуть не большим, чем вклад его предшественников Плеве и Дурново.

Он возглавил карательные органы, когда очаги революции были уже подавлены, хотя до полного успокоения страны было еще далеко.

Наводя порядок, Столыпин без колебаний применял вооруженную силу. Для него революционеры являлись преступниками. За Столыпиным числилось введение военно-полевых судов, так называемой «скорострельной юстиции». Прерогативой этих судов являлись дела на гражданских лиц, совершивших преступные деяния «настолько очевидные, что нет надобности в их расследовании». Они рассматривались не более 48 часов, исполнение приговора - в течение 24 часов. Эти меры были приняты сразу после серии кровавых покушений, в том числе на самого Столыпина, в результате чего были искалечены его малолетний сын и дочь.

Однако главным инициатором репрессий был Николай II. Вопреки распространенному заблуждению, Царь не был мягким или нерешительным в делах подобного рода. Он всегда поощрял крутые меры против революционеров, террористов. Введение военно-полевых судов Столыпин сделал без особой охоты.

Тем не менее, Столыпин считал репрессии жесткой, но оправданной мерой. Он подчеркивал: « Государство… обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. » Эти слова очень актуальны и в сегодняшней России!!!

 

3) Реформаторская деятельность Столыпина.

 

Столыпин был достаточно проницательным государственным деятелем, чтобы понять необходимость преобразований в России. «Реформы во время революции необходимы, - писал он, - т.к. революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае мы устранили последствия, а не причину залечили язву, но пораженная кровь породит новые изъявления»

Общий план реформ Столыпин изложил в марте 1907 года. Премьер предполагал принять ряд законов, обеспечивающих воплощение этих идей.

Сохраняя за Православной церковью статус господствующей, правительство намеревалось положить конец религиозной нетерпимости, отменить ограничения на другие вероисповедания, на переход из одного вероисповедания в другое.

Впервые российские подданные должны были получить право граждан цивилизованного государства. Отмечалось, что деятельность органов охраны правопорядка будет ограничена рамками закона, будет обеспечена неприкосновенность личности.

Правительство провозглашало принцип децентрализации, передачи целого ряда важнейших функций местному самоуправлению.

Столыпин обещал расширить деятельность земств, создать более мелкую земельную единицу: волость. Предполагалось разграничить функции администрации и общественного самоуправления, каковым, по сути, являлось земство.

Создание правового государства, о котором говорил Столыпин, предполагало усовершенствование судебной системы. Министерство юстиции должно было допустить адвокатов к участию в предварительном следствии.

Выражалась готовность изъять политические дела из ведения жандармских управлений и предать их несменяемым судебным следователям, готовилось преобразование уголовного законодательства.

Как дальновидный политик Столыпин задумывался о воспитании будущих российских граждан. Он подчеркивал необходимость школьной реформы. Ближайшая задача была в том, чтобы добиться общедоступности, а потом и обязательности начального образования.

Одной из социальных нововведений было страхование в обязательном порядке рабочих от болезней и несчастных случаев.

Столыпин отлично понимал необходимость экономической модернизации России, где аграрный вопрос был ключевым. «Пока крестьянин беден, - говорил премьер, - он остается рабом». Его реформу иногда называли вторым раскрепощением крестьян.

Реформа 1861 года – первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности.

В 80-90 годы насаждались общинные структуры в деревне, что противоречило в будущем свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли реформы, начатые Столыпиным. Его концепция предполагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными.

Составные элементы его аграрной программы – переход к хуторам и отрубам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организация дешевого кредита для крестьян. Столыпин заявлял, что «необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает».

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий. С размахом осуществлялась Крестьянским банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, с увеличением и удешевлением кредита для крестьян. Проводилась в жизнь переселенческая политика крестьян в Сибирь и Казахстан. Были выделены огромные средства на нужды переселенцев, прокладку дорог.

Результаты реформы характеризует огромный рост аграрного производства, увеличение емкости внутреннего рынка, возрастание экспорта сельхозпродукции. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России.

Однако, почему же все-таки аграрная реформа не дала того эффекта, о котором мечтал Столыпин, не создала в деревне опору правопорядка?

Главными можно считать следующие причины: противодействия партий, представляющих интересы мелкого землевладения, их активная борьба со всеми мероприятиями Правительства.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе, достижения на этом этапе экономического роста. С появлением крестьянских хозяйств фермерского типа, ориентированных на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и многочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На этой основе должна была произойти интеграция двух культур – дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на «крепких и сильных» крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования, там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна.

***

Из трудного положения, в котором находилась Россия начало 20 века, было несколько выходов. Одним из них был план Столыпина, основанный на договоре власти с умеренной частью общественности и проведений насущных реформ. За этот план он боролся со всей свойственной ему энергией и, в сущности, из-за него и погиб. Как бы о нем ни думать, одно несомненно: из всех лиц, побывавших на русской политической арене в 1906-1911 г.г., ни одно не сыграло столь яркой роли, как Столыпин.

Никто не мог сказать о Столыпине, как о Горемыкине: «Ваше безразличие». Энергичный и неутомимый, он стремился во все вникнуть сам, везде побывать, все увидеть. Борясь за разрешение сложнейших и запутанных государственных вопросов, он проявлял широту взглядов и свободомыслие. Не осознал он до конца лишь того, что насилие над законностью, даже ради пользы дела – это плохой путь. Его реформы проводились сверху бюрократическим аппаратом. Столыпин и его помощники не учли живучести общинных порядков. Он отверг все варианты, нарушавшие неприкосновенность дворянских

владений. Ему катастрофически не хватало времени. Столыпин сам говорил, что для преобразования России нужно двадцать лет покоя. Ему было отпущено 5-6 лет.

Роковые выстрелы 1 сентября 1911 г. в Киеве, произведенные террористом Багровым, оборвали жизнь Петра Аркадьевича.

Если бы его программы были выполнены, то будущие историки назвали бы годы, когда он стоял у кормила власти, второй эпохой великих реформ. Но к глубочайшему сожалению выполнение великого замысла столь необходимого России осуществить в полном объеме не удалось.

Анализируя программу П. А. Столыпина и весь его жизненный путь, мы должны помнить о великом сыне русского народа, крупномасштабном государственном деятеле, и делать правильные выводы из уроков истории, воспитывать в себе дух служения Отечеству, понимание того, что общенациональные интересы – выше личностных амбиций.

В наши дни Столыпин возвращается к нам. Восстанавливается справедливость. Многие из его идей имеют право на жизнь в наше время.

 

Председатель Общероссийского политического

общественного движения «Славянский Союз России» А.Г. Дувалов

 

 

Сайт создан в системе uCoz